Черногория в марте: путевые заметки. Часть первая.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Когда меня спрашивают, какая страна (из тех, что я видела) самая красивая, я политкорректно отвечаю что-то избитое вроде «каждая страна по-своему хороша» или «на вкус и цвет товарищей нет». А потом добавляю, что Черногория, пожалуй, всё-таки один из лидеров по вдохновляющим пейзажам.

В краю, где гор и неба вдосталь,
И моря тоже — с головой…
В. Высоцкий

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

В Черногорию я поехала с родителями (наше первое в жизни совместное путешествие, не считая единственного круиза по Волге в моём детстве да поездки к родственникам в Вологодскую область), и это, конечно, наложило отпечаток на стиль и темп поездки. Я старалась сделать дни умеренно насыщенными, чтобы сильно не уставать, но и увидеть самое интересное.

Наш неспешный маршрут по Черногории на машине в марте

День 1. Прилёт в Тиват, переезд в пригород Котора, отдых. Мы жили в Доброте, в 5 минутах от Котора в квартире с шикарным видом на залив.

День 2. Осмотр Котора, подъём на крепость. Мы ещё осмотрели полицейский участок (читайте дальше, как папа «потерял» права)

День 3. Снова полицейский участок (можно пропустить), Пераст, Херцег-Нови.

День 4. Переезд в Будву, прогулка по городу, крепость, монастырь Подмайне. 

День 5. Монастырь Рустово, Стари Бар, Улцинь (там мы эпично въехали на машине в столб). 

День 6. День отдыха. Было холодно и дождливо, поэтому погуляли по магазинам Будвы, дошли до пляжа Могрен. 

День 7. Цетине, Риека Црноевича, Вирпазар, мини-круиз по Скадарскому озеру. Изначально на Цетине у меня был выделен отдельный день и отдельный день на Скадарское озеро — и такой вариант будет более неторопливым и размеренным. Но погода резко переменилась в лучшую сторону, и мы решили оставить тёплый денёк для прогулки вдоль моря. 

День 8. Пешая живописная прогулка от Будвы до Святого Стефана.

День 9. Прогулка по Тивату, вылет домой. 

Черногория прекрасна и разнообразна, за кадром нашего маршрута остались живописный Ловчен и монастырь Острог (не поехали из-за серпантинов и папиного неуверенного вождения), нацпарк Дурмитор и мост Джурджевича, да и весь север страны (в марте ещё холодно и снежно), а также винодельни. Отличный повод вернуться!

Далее — мои путевые заметки, немного новый для меня формат рассказа, поэтому буду рада обратной связи!

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

День первый

Мы прилетели дневным рейсом S7 в Тиват (ударение на первый слог, как и в большинстве названий других городов Черногории). Аэропорт Тивата скромный, выходишь с трапа и пешочком идёшь в здание (прямо как в Ярославле), а вокруг — горы, прикрывшиеся туманом (ни разу не как в Ярославле), и весенний, «земельный» запах.

На паспортном контроле никаких вопросов, россиянам до 30 дней виза не нужна (в сезон — до 90 дней). Безвизовость была одним из факторов выбора страны, ведь на момент покупки билетов у мамы даже загранпаспорта не было! Лайфхак: при покупке через OneTwoTrip я указывала мамин российский паспорт, а после получения заграна самостоятельно поменяла данные в личном кабинете без всяких сборов за внесение изменений.

А вот совет по обману S7 с бесплатным выбором места не сработал: умный механизм при регистрации, естественно, распихал нас в разные концы самолёта, и я читала, что можно при онлайн-регистрации выбрать место за деньги, дойти до оплаты, но не платить. Так место зарезервируется, а потом на стойке регистрации уже в аэропорту его закрепят за вами уже бесплатно. Возможно, раньше так и было, но S7 явно исправили этот баг, потому что в аэропорту на стойке высветилась наша неоплаченная бронь и нам пришлось доплатить за то, чтобы папа с мамой сидели рядом (мама панически боится летать), а мне удалось пересесть к ним уже в самолёте.

После паспортного контроля получили в прокате машину. Вообще побережье Черногории можно запросто посмотреть и на общественном транспорте, но на аренде авто настоял папа. Ниже мои заметки, которые я писала в телеграм во время поездки:

В первый день путешествия выяснилось, что папа не умеет водить машину с автоматом.

Когда мы планировали поездку, папа захотел взять машину в аренду, чтобы было удобнее и больше получилось посмотреть. В качестве моего аргумента «против» был тот факт, что папа не водил машину больше 15 лет. На что папа достаточно пренебрежительно отвечал, что навык потерять невозможно («что там можно забыть») и всё будет в порядке.

Для тех, кто не знает, я не вожу автомобиль и не особо интересуюсь машинами в целом.

Перед поездкой я просила папу взять в аренду авто и вспомнить как и что. Каршерингом он так и не воспользовался, зато взял машину у друга на время. На механике, как выяснилось позже. 

И вот мы прилетели в Тиват, осмотрели машину, всё подписали и поехали. Через 100 метров папа затормозил так, что я чуть не вылетела в лобовое. Пристёгнутая. Оказалось, что он путает педали и вообще на Шкоде Октавия, которую нам дали, слишком чувствительный тормоз. На механике по-другому. Ещё 2 дня мы так тормозили. 

Проехав 10 км до апартаментов, у нас спустило колесо. Папа поменял его на запаску. Как мы смогли проколоть колесо (и прокололи ли) на ровной дороге — непонятно.

После замены колеса значок «проверьте левую переднюю шину» с приборной панели так и не исчез. Глубоко вникать не хочется, но похоже запаска не полноразмерная. Ездим так пока.

Ещё мы сперва ездили без фар и нам моргали встречные авто, а я не понимала почему.

От аэропорта до квартиры — 10 км, 15 минут и как минимум 3 новых седых волоса на моей голове. Виды вокруг были потрясающие, но единственное, о чём я могла думать: «только бы не въехать в бордюр или в зад другой машины». Возможно, нужно было сразу вернуться в прокатную контору, купить полную страховку и не волноваться оставшиеся дни, но задним умом все сильны, а тогда это решение мне не пришло в голову.

В итоге мы доехали, ключ от апартаментов ждал нас под ковриком, как в старые «добрые» советские времена. Увидев вживую вид из окна на Боко-Которский залив, я убедилась, что квартира стоит каждого потраченного евро! Вид незабываемый!

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки
Вид с балкона, из душа тоже был не хуже!

Немного отдохнув после перелёта, мы поехали за продуктами и на вечернюю прогулку по Котору. За ужином продегустировали недорогие, но приличные вина самого крупного и известного черногорского бренда Plantaze. Рекомендую попробовать сорта Vranac (красное) и Krstac (белое, этот сорт винограда растёт только в Черногории, в других местах лозы якобы погибают). Возможно, они не поразят вас незабываемым послевкусием и раскрытием аромата, но как минимум это приятные вина для ужина по смешной цене от 2-3 евро за бутылку.

День второй

На следующее утро вышло солнышко, туман рассеялся, и вид из окна стал ещё невероятнее. В красивых местах мне всегда интересно: привыкают ли местные к этим видам? Или у них так же захватывает дух всякий раз, когда они весенним утром стоят на балконе с чашкой кофе и любуются бликами солнца на поверхности залива?

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Мы уже сели в машину, чтобы ехать в Котор, когда папа обнаружил, что кошелька нет. Его не было в рюкзаке, его не было на столе, в шкафу и под диваном. Мы перевернули, казалось, всю квартиру, но кошелёк не нашли. И тут бы сказать: ну потеряли кошелёк и потеряли, но внезапно я узнала, что в нём были 1000 евро (!), все карты, в т.ч. кредитка, на которую мы взяли машину, и водительские права. Занавес.

Казалось бы, взрослым людям не нужно объяснять, что нельзя все деньги хранить в одном месте… Но нет, лишним не будет. Хорошо, что я настояла, чтобы папа накануне вылета сфотографировал все документы, — так у нас хотя бы было фото водительского удостоверения. Весь наш маршрут был завязан на машине, а прав больше ни у кого нет!

Решили начать розыски с торгового центра, где покупали продукты вечером (платил как раз папа, т.к. разменивал крупную купюру, т.е. в тот момент кошелёк ещё точно был у него), спрашивали охранников, продавцов — портмоне никто не находил. Потом отправились на набережную, где гуляли, пытали охранника на парковке, но он ничего не видел. И вдруг к нам подошёл колоритный черногорец в кожаном плаще до пят (он оказался таксистом) и спросил, что случилось. Я рассказала о волшебном исчезновении кошелька, и он предложил дать объявление о пропаже на местном радио! Спустя минуту таксист сам позвонил знакомым на радио, мы обменялись контактами, и он обещал сразу связаться, как только появится какая-то информация. Ещё наш новый знакомый посоветовал следить за местной группой на фэйсбуке, куда обычно пишут о пропажах и находках. Мы узнали в туристическом офисе, где находится ближайший полицейский участок, и решили сходить туда вечером, а пока заняться осмотром города. 

Но перед этим ещё нужно зарегистрироваться. В Черногории действует закон о временной регистрации: не позднее 24 часов с момента прибытия в страну нужно отметиться в специальном пункте, где вам выдают «белый картон»: половинку его нужно оставить хозяину жилья, половинку забрать себе. В некоторых «общинах» (регионах) вся регистрация уже проходит в электронном виде и никаких бумаг не выдают, например, в Будве. Но в Которе нам дали бумажки по старинке. При выезде из страны у вас могут проверить регистрацию и при её отсутствии оштрафовать. А могут и не проверить. Регистрироваться или нет — решать вам. Не забудьте, что при смене места проживания регистрацию в новой общине нужно делать снова. Некоторые хозяева гостиниц и апартаментов делают это сами, нужно только оставить им паспорта и деньги (1 евро с человека в день). По сути это тот же туристический налог, что и во многих странах Европы.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Мощёные улочки Котора отполированы до гладкости ногами миллионов туристов, в сезон здесь останавливаются круизные лайнеры и толпы людей почти штурмом берут Старый город. В несезон туристов не слишком много и, уйдя подальше от центральной площади и башни с часами, можно в одиночестве наслаждаться старинными дверьми, полупустыми церквями и котиками.

Черногория — то место, куда нужно ехать с мешком кошачьего корма. Улицы городов полны то ли бездомными, то ли просто полуголодными котами. Они не такие тощие, как в Турции, где я готова была рыдать при виде каждого несчастного хвостатого, но и не такие сытые, как на Кипре. 

В Которе котики — символ города, с ними очень много сувениров и есть музей кошек. К сожалению, в наш приезд он был закрыт на ремонт. Средства от продажи билетов (1 евро) идут на содержание котеек, и зайти сюда даже на пару минут — отличный способ поддержать хорошее дело.

Ещё одно особенное место в Которе, связанное с кошками, так и называется Cats Of Kotor. Это атмосферный магазинчик, я бы даже сказала, скорее, мини-арт-галерея, с всевозможными сувенирами ручной работы. Котики бывают разные: деревянные, керамические, металлические, из серебра, янтаря, меди… Много вещей, сделанных с душой и вкусом. А у входа миска с кормом для местных хвостатых.

Лучшее, чем можно заняться в старом городе Котора, — заблудиться в его улочках, где за каждым поворотом — впечатляющая своим убранством церковь, венецианский дворец или уютная площадь с кафешками. Больше 400 лет город был под властью венецианцев и дух Италии невозможно не почувствовать.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Побродив по городу и зайдя в несколько церквей, мы перекусили с видом на залитый солнцем залив местной выпечкой — буреками — улитками из слоёного теста с разными начинками. Их можно недорого купить в булочных pekara. Черногорцы знают толк в выпечке, и булки здесь на каждом шагу.

Подкрепившись, пора было приступать к штурму Которской крепости, возвышающейся над городом.

Денег, которые у меня были с собой на непредвиденный случай, нам должно было хватить при умеренных тратах, но экономия не помешала бы, поэтому на Которскую крепость мы отправились по нелегальному пути. Если бы не потерявшийся кошелёк, мы бы пошли к главному входу и заплатили по 8 евро за билет. Но существует и другой вариант, который я не то чтобы рекомендую, но ситуации, как видите, бывают разные.

Итак, координаты начала обходной тропы 42°25’37.9″N 18°46’24.2″E. Каменистая дорога достаточно пологая, подниматься по ней даже проще, чем по ступенькам основного входа, но в любом случае не забудьте про закрытую обувь и удобную одежду, она нам пригодится.

На подъём закладывайте не меньше часа времени, и в летнее время лучше выходить до наступления жары.

Дойдя до останков старой церкви Sveti Juraj, поверните направо. В крепостной стене будет лаз, помеченный красной точкой. Тут как раз и пригодятся удобные штаны и ботинки! Но даже моя мама с больными коленями справилась с подъёмом, это не слишком сложно.

Осталось ещё немного подняться вверх по ступенькам, и открылся лучший вид на залив и старый город внизу.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Даже сюда стоит захватить корма для кошек, у нас было с собой только злаковое печенье, но даже его котейка съела с жадностью.

Возвращались мы по ступенькам главного входа, и хотя идти вниз гораздо легче, чем наверх, на неспешный спуск ушло больше 40 минут. На выходе у пропускного пункта после заката уже никого не было. Теоретически могут попросить предъявить входной билет, поэтому учитывайте этот риск. Возможно, днём стоит вернуться тем же обходным путём.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Далее мы отправились в полицейский участок, где на наш рассказ о пропаже кошелька добродушный толстячок-полицейский с сочувственной улыбкой развёл руками, потому как «воскресенье, никого нет, приходите завтра». Вместе с нами в участок пришёл грустный и как будто то ли немного сумасшедший, то ли обкуренный бэкпэкер лет пятидесяти. Его обокрали, и он хотел связаться с братом в Англии, который, как волшебник в голубом вертолёте, должен был немедленно за ним прилететь. А пока он просился переночевать в участке. Вызволил ли его кто-нибудь или нет, мы так и не узнали, на следующее утро его в участке уже не было.

И без того расстроенные, мы обнаружили, что ресторан, который я планировала для ужина, закрыт. Если вам повезёт больше, советую заглянуть в Galerija на берегу залива и попробовать мидии в соусе buzzara, традиционном для балканских стран. В самом ресторане цены выше среднего, но мидии стоят всего 8 евро и отзывы о них замечательные. Кстати о морепродуктах: мы были в Черногории в марте, и это не самое удачное время для мидий. Зимой и весной они ещё мелкие, т.к. не успели подрасти. Всё-таки лучше их пробовать летом и осенью.

Покрутившись на набережной среди закрытых кафе, мы вернулись домой, поужинали и обсудили планы на следующий день, которые решили не менять. За исключением добавившегося утреннего визита в полицейский участок.

День третий

Утром мы с папой снова отправились в участок. В понедельник там было гораздо оживлённее, чем накануне, и уже в 9 утра дым стоял коромыслом. Да, курят черногорцы прямо в помещениях, несмотря на запреты.

Список запретов на двери полицейского участка. Курить якобы нельзя.

Переходя из кабинета в кабинет и рассказывая нашу историю снова и снова, мне удалось добиться получения справки об утерянных водительских правах, с которой мы могли ездить по стране без штрафов. Справка оказалась платная — 5 евро, платёж можно сделать только на почте. К тому времени мы уже смирились с тем, что кошелёк нам никто не вернёт, и, написав бесполезное заявление о пропаже, уехали в живописный городок Пераст.

По пути можно заехать попробовать свежайших устриц к Милошу — PLANTAZA SKOLJKI MUSLJE, Drazin Vrt (на трассе Е80, ориентир — розовый автомобиль у обочины). В несезон и к тому же утром местечко было закрыто, а так можно было бы недорого и роскошно перекусить.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Минусы поездок в несезон — непредсказуемость погоды и закрытость некоторых мест, но плюсов, на мой вкус, значительно больше — нет толп и огромных туристических автобусов, атмосфера более спокойная, ритм жизни местных размеренный, ценник ниже на всё — от аренды жилья и авто до сувениров. И даже с парковками всё проще.

Обычно я ищу парковки или непосредственно на карте гугла, или на parkopedia.com, заранее выбираю наиболее подходящий вариант по расположению и стоимости. И столько негативных отзывов о разводилах на парковках я пока не встречала нигде, кроме Черногории! В разгар сезона случаются настоящие вымогательства и подставные аварии, будьте осторожны. Около Пераста в сезон парковка стоит от 2 до 10 евро, в несезон — бесплатно, вокруг — ни души.

Пераст Черногория

Уже от стоянки виднеется остров Госпа од Шкрпела (в переводе — Богоматерь на скале), построенный вокруг рифа, где морякам явилась икона Божьей матери. Остров полностью рукотворный, в течение 200 лет каждый проходящий мимо корабль должен был бросить камень, и эта традиция поддерживается экскурсоводами до сих пор: туристы активно везут с собой камни. Википедия пишет, что это спасает остров от размывания. А 22 июля проходит фашинада — традиционный праздник, когда одетые в национальную одежду горожане везут в лодках камни и сбрасывают их в море рядом с островом.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

До острова можно добраться на лодке за 5 евро с человека туда-обратно, полюбоваться видами на Пераст, посетить церковь и вернуться обратно. Накрапывал дождик, и мы решили на остров не плыть, вместо него зайдя в музей-дворец города Пераст.

Коллекция музея не слишком обширная, и я зашла туда по большей части за красивыми видами с балкона дворца. Но удача снова не улыбнулась: в дождь на балкон никого не выпускают…

Прогулявшись вдоль городка и обратно, мы выдвинулись в сторону Херцег-Нови. Если бы не утренняя поездка в полицию, можно было бы успеть взглянуть на хорошо сохранившиеся римские мозаики в Рисане, они как раз по пути. Но как-нибудь в другой раз.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

Следующая точка маршрута — монастырь Савина — умиротворённое место с элегантной церковью, небольшим садом и видом на залив.

Монастырь Савина Черногория
Фотограф не был пьян, башня кривовата сама по себе

Рядом есть одноимённая винодельня, было бы интересно туда попасть, но, увы, она тоже была закрыта.

Винодельня Савина Черногория

Херцег Нови весь состоит из узких односторонних улочек, подъёмов и спусков, крутых поворотов — чудо, что мы доехали!

Нагуляв нескромный аппетит, мы поторопились на обед в таверну:

Konoba Feral
4 Vasa Ćukovića, Herceg — Novi

Ресторан специализируется на блюдах с морепродуктами, берите их, порции достаточно большие, выбор местных вин разнообразный (представлена и винодельня Savina, на которую мы не попали). В целом мы остались довольны.

Прогулялись около Морской крепости, чуть поодаль от неё в море лежат остатки цитадели, разрушенной землетрясением 1979 года. От подземных толчков в 7 баллов пострадало множество прибрежных городов, в том числе и Котор, после чего его внесли в список ЮНЕСКО.

Херцог Нови Черногория

Впереди — Адриатическое море и Хорватия справа.

Черногория в марте на машине: маршрут и путевые заметки

На набережной познакомились с разговорчивым местным, который вместо ценной информации сбил нас с дороги, и мы окружным путём возвращались в старый город. Уже смеркалось. Побродив по пустынным мокрым улочкам, мы вернулись в Доброту.

Херцог Нови Черногория

Для удобства на карте отмечены основные точки маршрута, упоминавшиеся в тексте.

В следующей части — окончание истории с «потерянным кошельком», переезд в Будву, головокружительные серпантины, которых по плану быть не должно, и эпичный въезд в столб.

48622523