Пустыня в Марокко — самые яркие впечатления

Пустыня в Марокко

Какое самое яркое впечатление я привезла из Марокко? Ночь в пустыне!

А самый смешной момент марокканского путешествия? Конечно, падение Руслана с верблюда!

Когда я думала о пустыне, то представляла себе стереотипную картинку: бесконечные пески и барханы, палящее солнце и жажда, караван верблюдов и колоритный бедуин-погонщик. Не всё из этого оказалось правдой.Пустыня в Марокко

Добраться до пустыни в Марокко

В Марокко есть 2 места с красивыми барханами Сахары — Мерзуга и Загора. Загора менее популярна у туристов, это более уединённое место, но до него сложнее и дольше добираться. К тому же легковая машина не подойдёт, нужен джип.

Поэтому, как бы ни хотелось в Загору, по логистическим соображениям выбрали Мерзугу. И всё равно из Айт-Бен-Хадду, где мы ночевали накануне, до Мерзуги 400 км, или 6,5 часов чистого пути без остановок.

Мы заранее забронировали тур в пустыню в Desert Berber Fire Camp. В стоимость 65 евро на двоих входило проживание в шатре в пустыне, дорога туда и обратно на верблюдах, ужин и завтрак.

Пустыня в Марокко

Отправление каравана в пустыню было назначено на 17:00, и мы рассчитывали утром заехать на киностудию в Уарзазате, а потом спокойно приехать в Мерзугу. Но около 9 вечера накануне пришло сообщение от организатора тура: «стартуем в 15:00». Мы чуть не поперхнулись ужином и стали придумывать, как успеть приехать.

Вычеркнув все планируемые остановки по пути, я оставила только киностудию в Уарзазате. Уговорили хозяина гостиницы приготовить нам завтрак пораньше, а это было очень сложно! Почему-то во всех местах, где мы жили, завтрак начинался не раньше 8:00, а иногда и в 9-10 утра! Удивительно.

В 8:15 мы уже были на киностудии и ждали её открытия, побродили среди старых декораций фильмов и пофотографировали до наплыва китайских туристов.

Пустыня в Марокко

Около 10 утра выдвинулись в Мерзугу. Всю дорогу мы были в напряжении, потому что в отличие от центральной части Марокко с платными магистралями и разрешённой скоростью 120 км/час здесь большая часть пути проходила через населённые пункты. Был огромный соблазн превысить скорость в малолюдных деревеньках, но его перевешивал страх, что нас остановят и оштрафуют. Полиции на дорогах Марокко очень много, нас за 2 недели останавливали больше 10 раз, причём 2 раза за нарушения. Мы сели на хвост к туристическому минивэну, который явно знал расположение постов, и превышали там же, где и он. Если бы соблюдали правила, добраться вовремя не успели бы.

Чем ближе была пустыня, тем хуже становилась дорога и под конец совсем исчезла, оставив лишь одно направление на берберские жилища и барханы на горизонте.

На верблюдах в пустыню

Отправной точкой нашего тура был Riad Sahara Merzouga, где можно бесплатно оставить машину на стоянке. Чемоданы оставили в машине, взяв с собой воду в дорогу, зубные щётки, солнцезащитный крем, влажные салфетки, тёплые вещи для ночёвки и шарф. Если шарфа нет, можно купить его и в риаде, правда, цена будет дороже — 50 дирхам вместо стандартных 35. Хозяин риада ловким движением повязал нам шарфы, и мы перевоплотились в берберов.

Шарф в пустыне — действительно маст-хэв: он защищает голову от солнца и не улетит в отличие от кепки или шляпы, защищает от ветра и песка — потому что когда поднимается ветер, песок будет в глазах, ушах, носу и на языке. Очки тоже не помешают.

Гюльчатай, открой личико

Нам повезло: вместе с нами в пустыню отправлялись ещё двое ребят из Нидерландов и всё — практически приватный тур. Сезон начинался через неделю — в середине апреля, мы застали комфортную погоду и отсутствие большого количества туристов. Кстати о погоде — лёгкая пуховая куртка в начале апреля оказалась совсем не лишней. Солнце припекает, но ветер прохладный. Мой главный миф о жаре в пустыне был развенчан — жарко здесь далеко не всегда.

Мы сели на верблюдов и двинулись в путь с одним провожатым — кудрявым подростком, словарный запас которого на английском ограничивался «гуд» и «вери гуд». Он шёл впереди каравана, ведя первого верблюда под уздцы, и периодически оборачивался к нам с улыбкой: «Good?» Вери гуд, а как иначе.

Пустыня в Марокко

Весь путь от риада до лагеря для ночёвки занял 2 часа. 2 часа однообразного пейзажа вокруг: барханы, редкие кустики и голубое небо. Равномерное и монотонное покачивание верблюдов успокаивало и погружало в медитативное состояние. Редкий случай побыть в тишине, без визуального и информационного шума. Мне кажется, за те 2 часа я отдохнула больше, чем за все 2 недели отпуска!

Как будто заставка рабочего стола для Windows XP

Когда бОльшая часть пути была позади, мы остановились на привал. Можно было размять ноги и пофотографироваться с милейшими верблюдами! Они оказались очень приятными животными, не повезло только Руслану — ему достался строптивый экземпляр, которому не нравилось идти в конце каравана, он при любом удобном случае пытался догнать следующего в цепочке, но верёвка не давала этого сделать, и верблюд злился. Мне понравилось, что верблюды были ухоженными, от них не было неприятного запаха, было видно, что за животными следят и хорошо кормят. Я за это очень переживала и боялась, что не смогу поехать, если увижу жестокое обращение.

Будьте готовы, что верблюды — очень «коллективные» животные. Если одному захотелось в туалет, то произойдёт цепная реакция, и это сделают все. Прямо на ходу, не отрываясь от работы)

Пустыня в Марокко

Что касается езды на верблюдах, то мне было суперудобно сидеть и ноги не болели, хотя Руслан и ребята-голландцы с трудом могли ходить после поездки. Видимо, в прошлой жизни я была бедуином) Или путешественником на верблюдах) А если серьёзно, то мы решили, что дело в растяжке, у меня она, видимо, оказалась чуть лучше. Дело в том, что сиденье на верблюдах не предусматривает стремян. Ноги всё время нужно держать на весу. Это может быть непросто, голландцы даже хотели вернуться обратно не на верблюдах, а на машине — это возможно, но за отдельную плату, порядка 300 дирхам. В итоге мы сдружились за вечер, и они самоотверженно поехали с нами утром: «Вместе приехали, вместе и вернёмся».

Лагерь в пустыне

Шатры снаружи и внутри

Приехав в лагерь, мы оставили вещи в комнате и пошли провожать закат. Сам лагерь находится на краю песков, рядом — красивая дюна, на которую поднимаются, чтобы полюбоваться солнышком. Кажется, что на многие километры протянулась почти безжизненная земля. Но если обернуться назад, видишь другие лагеря, и ощущение одиночества и бесконечности песков исчезает.

Пустыня в Марокко

Провожая уходящий день, мы разговаривали с голландцами о жизни, политике, путешествиях, нам очень повезло с попутчиками. Благодаря им у нас с Русланом есть даже редкое совместное фото.

Как только зашло солнце, песок остыл и похолодало. Мы вернулись в лагерь, где в основном шатре нас угостили традиционным мятным чаем и орешками. Через час принесли ужин: огромная тарелка салата из риса и овощей, кус-кус с овощами и мясом. Еды было гораздо больше, чем мы могли съесть, и вся моя порция мяса отправилась местной кошке, которая была счастлива.

Одно из развлечений в пустыне — катание на сэндбордах, за допплату, разумеется

После ужина хозяева-берберы развели костёр на улице, собрали нас кружочком вокруг него и сыграли на народных инструментах, вводя в какой-то транс своим монотонным пением. Можно было даже самому поиграть на барабанах, но мне не хватило чувства ритма.

Я боялась, что этот спектакль для туристов меня расстроит своей пустотой, но увидела обратное: кроме зарабатывания денег для них действительно важно сохранять свою культуру и рассказывать о ней другим. Да, это уже не те берберы-кочевники, которые жили в полном уединении и на самообеспечении. Под традиционным халатом у подростков джинсы, на ногах — резиновые шлёпанцы, у них есть телефоны (только связи в лагере всё равно нет) и автомобиль, иногда они смотрят телевизор и пьют алкоголь (хотя и соблюдают рамадан). Но они действительно живут в пустыне круглый год и берегут свои традиции. По возможности.

Пустыня в Марокко

Под треск догорающего костра я любовалась звёздным небом. Столько звёзд мне прежде никогда не приходилось видеть! Как жаль, что я не фотограф, и телефон не в состоянии передать красоту россыпи звёзд.

Без солнца пустыня кажется холодной и безжизненной

Ночью температура опустилась почти до нуля. Шатры-комнаты нагрелись за день на солнце, но также быстро остыли, когда солнце ушло. Несмотря на несколько верблюжих одеял спать было прохладно, мягко говоря. Больше всего замёрзли уши и нос. Лучше всего надеть толстовку с капюшоном, чтобы хотя бы уши были в тепле.

Зато в 5 утра ты в принципе просыпаешься сам, дольше спать уже невозможно из-за холода. Умывшись ледяной водой, мы пошли встречать рассвет на ту же дюну.

Пустыня в Марокко

Волшебно! Красочные закат и рассвет на дюнах определённо стоили того, чтобы потерпеть холод и песок!

В 7 утра мы выдвинулись обратно. Эпичное видео падения Руслана с верблюда должно остаться в истории! Не повторяйте его ошибок: держитесь крепко, балансируйте при подъёме/спуске!

2 часа покачивания на верблюдах, и в гостинице, откуда мы отправлялись накануне, нас ждал отличный завтрак, один из лучших за всё путешествие. Кроме стандартных для Марокко выпечки и апельсинового сока  — яйца, сыр и фруктовый салат. Изобилие, не иначе!

Пустыня в Марокко

В гостинице можно при желании принять душ и привести себя в порядок. Но песок из кроссовок я все равно смогла окончательно вымыть только дома. Советую брать обувь которую не жалко или которая легко чистится.

Не люблю давать советов, но если вы едете в Марокко, больше чем на 3 дня, рекомендую отправиться в пустыню. Да, безусловно, кому-то может не понравиться, но пустыня точно не может оставить равнодушным.

Звёзды, которые, кажется, можно собирать с неба руками.
Тёплый песок, в котором утопают ноги.
Солнце, окрашивающее пустыню во все оттенки красного и жёлтого.
Местный колорит и берберская культура, без которой представление о Марокко будет неполным.
Я бы определённо вернулась в пустыню ещё раз.